ЧАСТЬ 4.Фестивали фламенко в России: просто тусовка или возможность для роста?Специальный гость юбилейного фестиваля – танцовщица, хореограф, педагог из Санкт-Петербурга Наталья Зайкова. В интервью нашему корреспонденту она рассказала, как развивается фламенко в России, и в чем секрет популярности этого искусства в нашей стране.: - В российской субкультуре фламенко сложилось обширное фестивальное движение. Есть мнение, что фестивали, где преимущественно выступают любители, это просто тусовка. В отличие от фестивалей, конкурсов фламенко очень мало. Насколько правомерно, по вашему мнению, проводить конкурсы? Ведь фламенко - сложное искусство, которое трудно оценить объективно. Что именно оценивают судьи в России?
Н.З: - Я положительно отношусь к этим мероприятиям: это рост учеников, артистов, появление новых талантов. Своим ученикам всегда советуют принимать участие в фестивалях и конкурсах. Только так они могут повысить уровень своего мастерства. Фестивалей, действительно, много, они разного уровня, какие-то более продуманно организованы, где чувствуется больше заботы об артистах, какие-то проходящие, с более слабой организацией.
Положа руку на сердце, скажу, что большую
часть номеров очень сложно смотреть, если ты уже вышел за рамки любителя. Есть фестивали, двери которых открыты абсолютно для всех участников. Но если нет отбора, то нет и роста уровня самого мероприятия.
Мне, как человеку, который нацелен на то, чтобы уровень исполнителей повышался, ближе фестивали, где есть отбор участников. Люди начинают задумываться, что они делают, как делают, почему прошли или не прошли на фестиваль. Повышается статус мероприятия, интереснее смотреть программу.
Наверное, примером может быть фестиваль ”VIVA ESPAÑA”, который многие годы проводился в Москве. На него был отбор, и фестиваль показывал самый высокий исполнительский уровень в России. Я за конкурсную основу. Любой конкурс - это толчок вперед, где конкуренция - там рост.
Насколько правомерно судить участников конкурсов? Зависит от того, кем проводятся эти конкурсы. Если это группа преподавателей, которая имеет опыт и знания, то вполне правомерно. Если это любительский подход, судьи будут оценивать другие вещи. Мы должны понимать, что в России фламенко воспринимают по-разному даже те, кто им занимается.
Если брать кальку с конкурсов, которые проводятся в Европе, с нашими их сложно сопоставить. Там есть конкретные вещи, которые оцениваются в исполнителях. В России они, как правило, не учитываются совсем. Но по их критериям в России сложно кого-то оценивать.
У нас мало музыкантов, они так же мало образованы в этой сфере, как и танцовщики. Нам сложно создавать номера, чтобы быть конкурентоспособными. Поэтому на наших фестивалях жюри судит фламенко, как и любой другой танцевальный конкурс. Учитываются композиция, музыкальность, подача артиста, харизма, костюм, разводка по сцене. Но это не совсем те критерии, по которым оценивают в Испании.
Из этого следуют другая актуальная тема для России. У нас нет когорты людей во фламенко-сообществе, профессионалов, у которых общие ценности, цели, принципы, которые могли бы задавать тон. Возможно, играет роль география: Россия большая. Если бы такая группа людей была чем-то объединена, мне кажется, могло бы сложиться сильное сообщество фламенко, которое бы развивалось в нужную сторону. Все задатки для этого есть, но не хватает какого-то звена.
Ранее была крупная организация в Москве в виде
Дом Культуры ФЛАМЕНКЕРИЯ , которая объединяла многих профессиональных артистов. Она имела возможности для того, чтобы вести просветительскую деятельность, привозить известных испанских артистов, выделять средства на организацию показов спектаклей, проведение мастер-классов.
Но поскольку уже больше года назад «Фламенкерия» закрылась, мы снова стали разобщенными. Без поддержки для развития, единого центра. В том числе, и финансовой поддержки. Далеко не всё может сделать преподаватель своими силами в одиночку.
- Как у преподавателя, у меня есть желание, чтобы фестивали стали другими, чтобы появилось что-то новое в подходе, или в организации. Десятилетие за десятилетием мы развиваемся по давно накатанному принципу, хочется новизны.